СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ

СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ
- традиционные философские категории, под которыми принято понимать, в одном случае, внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (сущность), в другом - способы выражения предмета (явление). В античной философии понятие "сущность" происходит, как и во многих других языках, от понятия "бытие". Философской рефлексии впервые это понятие было подвергнуто Парменидом, основной смысл выводов которого продолжал отчетливо присутствовать у Демокрита, Платона, Аристотеля и Плотина. Позиция Парменида сводится к трем основным положениям: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино и неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие - нет. Платон идеи называет сущностями и с Парменидом его связывает убеждение, что бытие (идеи) вечно, неизменно и познаваемо лишь умом, а также то, что "иное" (небытие) существует только благодаря своей причастности бытию. Аристотель отказывается считать "сущностями" вечные умопостигаемые идеи и предлагает двойственное понимание С. В первом понимании С. есть само бытие (отдельные индивидуумы); на него указывают и к нему отнесены все категории: "Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания; ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие". Во втором понимании у Аристотеля первая С. не является отдельным индивидуумом, ибо, если имеет место неделимость вещи по виду, С. будет тождественна форме вещи, если же имеет место неделимость по числу, то С. будет составное из формы и материи. Т. о., С., по Аристотелю, не может быть принадлежностью только чувственной вещи. Двойственное понимание С. у Аристотеля способствовало возникновению в логике и онтологии средних веков номинализма и реализма.

Идя вслед за Августином, Боэций утверждает, что только в Боге бытие и С. тождественны, поэтому только Бог есть простая субстанция, которая ничему не причастна, но которой причастно все. Подобно Боэцию, Фома Аквинат различает бытие и С., но тем не менее не противопоставляет их, а показывает их общность, ибо через С. и в ней сущее имеет свое бытие. Субстанции (С.) обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций, которые существуют только благодаря субстанциям. Средневековая философия провозглашает принцип, что С. и бытие - не одно и то же. Бытие тождественно благу, совершенству и истине. В XIII - XIV вв. у представителей номинализма появляется иное понимание бытия, которое подготовило его трактовку в новое время.  По Оккаму, в божественном уме не существуют идеи в качестве прообразов вещей. Прежде Бог творит вещи, а затем уже в его уме возникают идеи как репрезентации этих вещей, т. е. как представления, вторичные по отношению к единичным сущим. Согласно этому воззрению, С. утрачивает свое значение самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия без соответствующих субстанций. Поэтому Оккам утверждает, что познание должно быть направлено не на С. вещи, т. е. не на вещь в ее всеобщности, а на единичную вещь. Человеческий ум - это не бытие, а представление, направленность на бытие, а потому противостоящий объекту. В номинализме фактически совпадают умопостигаемое бытие вещи и ее эмпирически данное бытие, т. е. ее явление.

В новое время Кант, признавая объективность С. ("вещи в себе", а точнее, "вещи самой по себе"), доказывал неисчерпаемость сущности вещи в ее самобытном существовании. Явление же есть вызванное С. представление в трансцендентальном субъекте. То, чем вещь является для нас (феномен) и что она представляет сама по себе (ноумен), имеет у Канта принципиальное различие. Сколько бы мы не проникали в глубь Я., наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они в действительности. Разделение мира на доступные знанию Я. и "вещи сами по себе" послужило тому, что Канта безосновательно обвиняли в агностицизме. Стремясь преодолеть метафизическое противопоставление С. и Я., Гегель утверждал, что С. является, а Я. есть явление С., которая является чувственно-конкретным выражением "абсолютной идеи". Дальнейшим шагом по преодолению субъектно-объектной методологии в рассмотрении С. и Я., была феноменологическая теория предметов. В ней предмет обозначает каждое "нечто", которое может стать субъектом высказывания; здесь предметом являются "тождество", "равенство", "отношение", но также и какая-нибудь вещь или процесс. В современной философии категории С. и Я. все более вытесняются такими понятиями, как, например, "структура" (в структурализме) или "смысл" и "текст" (в феноменологии и герменевтике).

С. А. Азаренко


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Нужна помощь с курсовой?

Полезное


Смотреть что такое "СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ" в других словарях:

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ —         филос. категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное обнаружение… …   Философская энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — (англ. essence and phenomenon) универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования …   Современная энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — философская категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования …   Большой Энциклопедический словарь

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования …   Энциклопедический словарь

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — англ. substance/essence and phenomenon; нем. Wesen und Erscheinung. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление то или иное обнаружение (выражение) предмета;… …   Энциклопедия социологии

  • Сущность и явление — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сущность и явление —         философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное… …   Большая советская энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, где сущность это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство …   Тематический философский словарь

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — англ. substance/essence and phenomenon; нем. Wesen und Erscheinung. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление то или иное обнаружение (выражение) предмета;… …   Толковый словарь по социологии

Книги

Другие книги по запросу «СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»